Российское правительство приняло решение отобрать у региональных властей право устанавливать предельные размеры тарифов на услуги ЖКХ. Глава Минэкономразвития Герман Греф в понедельник на встрече членов кабинета министров с президентом сообщил, что соответствующий законопроект уже подготовлен и внесен на рассмотрение в Госдуму. По словам министра, "все идет по графику" и "до 15 декабря закон будет принят и подписан". При этом правительство должно до 20 ноября установить предельный уровень повышения тарифов на услуги ЖКХ.

Причина, по которой власти озаботились принятием такого закона, проста. В начале этого года рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги был скачкообразным – в некоторых регионах он превышал 50%, в среднем же цены выросли на 30%. Это самым негативным образом сказалось на уровне инфляции и благосостоянии населения. "Накопленная инфляция в 2005 году превысила уровень 2004 года – за первые девять месяцев года она составила 8,6% против 8% в прошлом году", - заявил на днях вице-премьер Александр Жуков.

Насколько оправдана предлагаемая правительством мера? С одной стороны федеральная власть получает безусловный контроль над тарифами и убирает непрогнозируемый инфляционный фактор. С другой стороны, эксперты отмечают, что рост тарифов в ЖКХ процесс объективный. Эксперт Института экономики города Эмин Аскеров заявил в интервью "Газете", что "долгое время, фактически с кризисного 1998 года, рост тарифов в ЖКХ был заморожен. То есть с тех пор не обновлялось оборудование, не заменялись сети. Поэтому нынешний 30-процентный рост тарифов – это реакция на отложенные расходы".

В ограничении тарифов из центра некоторые видят и другую проблему. Региональные и местные власти могут перестать выделять дополнительные деньги ЖКХ, кивая на федеральный центр, дескать они тарифы устанавливают, пусть они и отвечают за финансирование.

Впрочем, с точки зрения любого человека, ограничить рост тарифов необходимо. Да и с точки зрения интересов экономики в целом, это тоже нужно. Постоянно растущие цены – безусловный фактор макроэкономической нестабильности. Вопрос только в том, как это делать. Правительство пошло по самому легкому пути – директивному ограничению роста тарифов. На какое-то время этот прием сработает (до окончания выборов 2008 года) и рост тарифов будет умеренным. Но потом под давлением коммунальщиков и регионов уровень цен на услуги ЖКХ придется повышать опережающими темпами. В ЖКХ мало денег и мало инвестиций, а они крайне необходимы, и пока единственным источником для модернизации сетей, котельных и других объектов, остаются только плата, взимаемая с населения.

Проблему кардинально решить можно - допустив частный бизнес в сферу ЖКХ. Но на его пути мощной стеной стоят чиновники разных уровней, ведь они пополняют свои карманы из жилищно-коммунальной "черной дыры". Конкуренции в секторе нет, и действия правительства по ограничению роста тарифов ее появление не стимулируют. В общем, чиновники вновь избрали самый легкий для себя путь. Действительно, кому охота копаться в этих коммунальных проблемах, создавать там какие-то условия, привлекать инвесторов, вкладывать государственные деньги. Лучше – раз ограничил и отчитался перед президентом, что все нормально. Такое вот управление экономикой. Прям-таки большевистское.

Петр Уланов, экономический обозреватель

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter