2005 год подходит к концу, принеся много разочарований и много открытий. В наступающем году печальные тенденции, которые стали заметны в году уходящем, только усилятся.

Очевидно, что власть выбрала в главные оппозиционеры Михаила Касьянова, которого она реально боится. Поэтому в 2005 году против него началась массированная кампания. Как только он попытался возглавить зарегистрированную партию, были предприняты решительные меры вплоть до подкупа членов ДПР и оккупации всего здания Дома союзов, где должен был происходить съезд. И, видимо, в будущем году власть сделает все, чтобы помешать Касьянову, который действительно имеет электоральные шансы.

В конце 2005 года властью были ликвидированы либеральные принципы, двигающие экономику. Последние решения, связанные с налоговым администрированием, могут привести к налоговому рэкету, ведь рыночная экономика должна работать только по принципу презумпции невиновности. Это катастрофические решения для бизнеса, и они не могут быть сглажены никаким понижением налогов, которое власть обещает провести в 2006 году.

Наложит отпечаток на предвыборный 2006 год и монетизация льгот, которая была проведена неудачно и, главное, вызвала неожиданное для властей сопротивление со стороны малообеспеченных пожилых людей. Власти важно будет задобрить население. В 2005 году президент с тем, чтобы завоевать сердца избирателей, предложил несколько "национальных проектов". Монетизация была проведена со значительными поправками. Остальные реформы, в первую очередь, в области образования, здравоохранения и пенсионной системы вообще притормозили, так как испугалась волнений. Фактически, людям, которые не верят, что митинги и акции протеста могут принести результат, власть людям дает понять: могут.

Проект закона о парламентских расследованиях, который был подготовлен при моем участии, ликвидирован. Зато появился президентский законопроект, в котором, на первый взгляд есть все то, что было и в предыдущем проекте. Но если серьезно посмотреть – в новом законе нет ничего. Ведь, по версии президента, парламентские расследования могут проводиться только в том случае, если дело не завела прокуратура. А если происходит серьезное событие – прокуратура автоматически заводит уголовное дело. И надо понимать, что для начала парламентского расследования нужно будет согласие не только Думы, но и Совета Федерации. Верхняя палата сегодня – комфортный декоративный орган, в который сливаются все: от бывших олигархов до бывших чиновников, он не работает. С такой палатой никаких решений о расследованиях принято не будет. Теперь провести независимое парламентское расследование станет в принципе невозможно.

В 2005 году, изменив закон о некоммерческих организациях, власть продемонстрировала, что и в будущем сделает все, чтобы убить окончательно зачатки гражданского общества, лишив Россию будущего.

2005 год стал годом активного укрепления вертикали власти. К сожалению, им это удалось. Теперь у Кремля остался главный вопрос – преемник. И в ближайшее годы будет делаться все, чтобы создать для него подходящие условия. Ведь Путин и его окружение должны обезопасить себя от неожиданностей. Но до 2008 года назвать имя преемника будет невозможно. Учитывая, например, как появился сам Путин или Фрадков, смею предположить, что преемником может стать темная лошадка.

В России формируется реставрационный постсоветский капитализм, в котором присутствует "инструментальная демократия". Настоящая демократия – система ценностей, в которой права человека стоят на первом месте. Носителями этих ценностей в демократических государствах является большинство, и в первую очередь глава государства, правящая партия и правительство. А у нас в обществе такой системы ценностей, к сожалению, нет.

Ирина Хакамада

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter