На киевском избирательном участке №70, расположенном на Майдане Незалежности, выстроились огромные очереди. Законопослушные киевляне терпеливо ждали, когда наконец подойдет их очередь зайти в кабинку и поставить галочки аж на четырех бюллетенях: 26 марта в украинской столице выбирали также мэра, депутатов Верховной рады, городской думы и районных советов.

В углу зала - председатель избирательной комиссии в национальной рубашке, очевидно, уже слегка уставший от журналистского внимания: на его участке голосовал утром Виктор Ющенко:

- Скажите, а были ли на участке такие эти жуткие очереди, когда тут голосовал президент?

- Конечно, были.

- И он стоял в очереди?

- Нет, ну мы помогли ему побыстрее проголосовать.

Очереди желающих проголосовать выстроились и на окраине Киеве, и в пригороде. Люди терпеливо ждали, когда же представится возможность исполнить гражданский долг. По полтора часа ждали.

В общем, на киевских избирательных участках наблюдателю делать было нечего, да и в регионах ситуация тоже была спокойная. К обеду, правда, активизировались избирательные штабы маргинальных партий. Например, блок Наталии Витренко, известной своими эпатажными заявлениями и агитационными роликами, заявил, что очереди на участках спланированы специально - преимущественно в тех регионах, где блок набирает больше всего голосов. И погрозился вывести на Майдан пятьдесят тысяч человек.

Этому заявлению никто особого значения не придал. Всех волновали результаты основных фаворитов предвыборной гонки: Партии регионов, "Блока Юлии Тимошенко" и "Нашей Украины". Политически активные киевляне делали ставки на то, сколько партий будет в новом парламенте (числа варьировались от четырех до девяти). Словом, результат выборов был совершенно непредсказуемым. И это, в первую очередь, было приятной неожиданностью для российских наблюдателей.

В штабах кандидатов царило веселое оживление. У Януковича гостей угощали печеной картошкой; "Нашу Украины" приехала поддержать группа "Вопли Видоплясова"; члены партии "Реформы и порядок" накрыли во дворе офиса стол и разожгли костер; в штабе Юлии Тимошенко устроили пышный фуршет. Весь день выборов и последующую ночь не покидало ощущение праздника.

В городе только и было разговоров, что о выборах. Например, в интернет-кафе юноши "рубятся" в компьютерные игры, ругаются. И вдруг: "Толян, а ты уже проголосовал?" - "Ну да, конечно, за Кличко проголосовал". В Москве подобный диалог между двумя молодыми людьми представить себе сложно.

Политическая агитация в день выборов была запрещена. На Майдане, тем не менее, висели оранжевые растяжки, правда, без символики. Поговаривали, что "Наша Украина" таким образом аккуратно обошла правило. Впрочем, все в рамках закона. На улицах осталась лишь реклама бытовых товаров, стилизованная под агитацию: "Так! или не "Так!", а без пальто - никак!". Тема выборов в политике стала действительно модной, и грамотные рекламщики немедленно ее "оседлали".

В десять часов вечера, после закрытия избирательных участков, на улицы вернулась предвыбрная символика - теперь, правда, в виде шарфов и значков. Настроение прохожих немного напоминало то, что было после третьего тура президентских выборов в 2004 году, когда разговоры между незнакомыми людьми о политике на улицах были нормой.

Стали известны первые официальные данные exit-polls. Как сообщала социологическая служба "Осознанный выбор", по данным на 18-00 в избирательной гонке лидировала Партия регионов Виктора Януковича. У "прооранжевых" киевлян возможная победа оппозиции паники не вызвала - сторонники Ющенко и Тимошенко не теряли надежды, что герои "оранжевой революции" смогут договориться о создании блока в Верховной раде.

А мне очень хотелось надеяться на то, что в России тоже когда-нибудь будет небессмысленно делать ставки на лидеров предвыборной гонки и можно будет голосовать тех, кто нам нравится, а не за тех, кто меньше "достал".

Настя Каримова

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter