Со своей стороны, авторы, принадлежащие к оппозиции, указывают на крайнюю избирательность репрессий против олигархов и разоблачают миф об их равноудаленности от Кремля. В противовес опальному Михаилу Ходорковскому называются имена путинских фаворитов – Абрамовича и Дерипаски. Суть проводимой политики оппозиционные публицисты объясняют следующим образом: Кремль и представители лояльного ему крупного бизнеса взаимозависимы, так как имеют общие финансовые интересы. Ситуация меняется только в том случае, если олигарх по политическим или экономическим причинам идет на конфликт с властью. Тогда режим действительно может применить силу, а олигарх оказаться в эмиграции либо в тюрьме.
События показывают, что реальности соответствует точка зрения оппозиции. После кризиса конца 80-х – начала 90-х государство в России нуждалось в реванше. Не имея политической воли к восстановлению прежних международных позиций, бюрократия направила свою энергию во внутрь страны. При этом ее целями были не национальный подъем и не модернизация общества, а лишь восстановление собственного господства и привилегий. Единственной идеей, освободившейся от коммунизма бюрократии, стала власть, дающая возможность обогащения. Для удовлетворения же национальных чувств массам был предложен эрзац идеологии – патриотизм.
Значительно укрепившийся при Путине чиновничий режим столкнулся с опасными конкурентами в лице небольшой части олигархов, имевших собственные политические амбиции и экономические планы для России. Естественно, их мировоззрение было праволиберальным и базировалось на идее включения нашей страны в глобалистскую систему. В постановке задач на международной арене никакого отличия между хозяевами "ЮКОСа" и кремлевской бюрократией не существовало. Противоречия были обусловлены различным положением чиновников и предпринимателей. Крупный бизнес в силу своей природы в любом случае стремится к конкурентоспособности, а значит и к модернизации своих структур. Безыдейная бюрократия, одержимая манией власти, заинтересована только в установлении контроля над собственностью. Как показало "дело" Ходорковского, для этого у Кремля хватает и воли, и терпения.
Продолжающийся уже несколько лет "распил" "ЮКОСа" сопровождается уголовными процессами, наглядно демонстрирующими цинизм нынешней российской власти. Фигурантами последнего по времени "дела", связанного с "наследством" Ходорковского, стали руководители компании "РуссНефть". Хотя президент "РуссНефти" Михаил Гуцериев опроверг появившуюся ранее информацию о выдвижении против него обвинений в незаконном предпринимательстве, практически никто не сомневается, что перед нами очередной случай банального шантажа под прикрытием государства. Цинизм настолько глубоко проник в общество, что многочисленные комментаторы оценивают данную ситуацию как нечто само собой разумеющееся.
Напомним, что Гуцериев является владельцем части активов "ЮКОСа", приобретенных им при непосредственной поддержке госструктур, и в частности Германа Грефа. По мнению экспертов, пристальное внимание соответствующих органов к Гуцериеву связано с его нежеланием расстаться с осколками нефтяной империи, а также продать компанию "РуссНефть" государству. Налицо стандартная ситуация: мавр сделал свое дело, мавр может уходить. Во время распродажи "ЮКОСа" Гуцериев был нужен государству в качестве подставной фигуры. Ясно, что госструктурам было неудобно сразу же присваивать все активы "ЮКОСа" и им были нужны временные держатели собственности. Теперь настал час собирать камни, а значит и отодвигать в сторону таких людей, как Гуцериев. Если руководитель "РуссНефти" пока вызывается на допросы как свидетель, то против генеральных директоров "Ульяновскнефти" и "Нафта-Ульяновск" (дочерних компаний "РуссНефти") уже возбуждены уголовные дела. Их обвиняют в сверхлимитной добыче 40-60 тысяч тонн нефти, то есть в незаконном предпринимательстве. По некоторым сведениям, основными претендентами на покупку "РуссНефти" являются госкомпании "Газпром" и "Роснефть".
Излишне доказывать, что все эти перестановки не имеют ничего общего с национализацией, если понимать под таковой возвращение в общенародное пользование незаконным образом приобретенной собственности. Речь не идет и об установлении государственного контроля над стратегически важными для страны ресурсами. Отношения, которые чиновники выстраивают с предпринимателями, называются словом "рэкет". Государственный бандитизм в России уже стал нормой.
Вы можете оставить свои комментарии здесь