Государственное устройство России, как, впрочем, и других стран, не является чем-то раз и навсегда данным. Будущее может принести немало сюрпризов. После распада Советского Союза в интеллектуальном сообществе активно ведутся споры вокруг двух ключевых вопросов, связанных с самоопределением России. Помимо традиционной дискуссии между сторонниками европейской и евразийской ориентаций, дебаты идут вокруг имперского наследства нашей страны. Под сомнение ставится целесообразность сохранения этого наследства в современных условиях. Критики империи указывают на ее крайний политический консерватизм, недемократичность и экономическую неэффективность.

При этом подчеркивается, что Российская Федерация все же является не прямой наследницей дореволюционной и "красной" империи, а лишь ее самым большим обломком. Логическим продолжением споров по поводу имперского наследства становится проблема формирования политической нации и, соответственно, будущего государственного устройства. Если понятие "русский" будет подразумевать не столько этническую принадлежность, сколько политическую самоидентификацию, потеряет смысл административное деление страны по национальному признаку. Это значит, что и федеративное устройство России окажется под большим вопросом. Далее на повестке дня неизбежно появится проблема сохранения территориальной целостности государства. Народы, не пожелавшие влиться в русскую политическую нацию, окажутся обречены на сепаратизм и последующее окончательное отделение от России.

Хотя проект создания новой политической нации сейчас выдвигается определенной частью оппозиционных националистов, свой план государственного переустройства существует и в Кремле. Базируется он, по всей видимости, на принципах социал-расистской идеологии, чрезвычайно распространенной в глобалистком обществе. Принцип "золотого миллиарда" – это лишь наиболее очевидное ее проявление. Ошибочно думать, что глобализация ведет исключительно к распространению космополитизма. Национализм и расизм – неотъемлемая часть глобалистских процессов. Это выражается не только в росте популярности маргинальных крайне-правых партий, но и во все более очевидном разграничении белого и небелого мира, проводимом респектабельными западными политиками.

С одной стороны, небелый мир воспринимается как источник дешевой рабочей силы и природных ресурсов, с другой – как угроза Западу. С точки зрения социал-расистской идеологии, евразийская сущность России не способствует интеграции населения нашей страны в "золотой миллиард". Судя по тому, какая политика в межнациональных отношениях проводится в последние годы, в Кремле это хорошо понимают. Есть все основания считать, что в верхних этажах российской власти существует группа, которая тяготится евразийством России не меньше чем некоторые националисты- радикалы.

Серьезный повод для размышлений дает закон об утверждении нового Договора с Татарстаном, принятый Госдумой 4июля текущего года. Согласно этому Договору, между органами государственной власти Российской Федерации и Татарстана в отдельных сферах вводится иное разграничение полномочий, чем в действующем общефедеральном законодательстве. Теперь федеральное правительство и кабинет министров республики Татарстан будут заключать соглашения, предусматривающие совместное решение вопросов связанных с экономическими, экологическими, культурными и иными особенностями Татарстана, и по затронутым проблемам вносить соответствующие проекты в Госдуму. Также органам государственной власти Татарстана предоставляется право выдавать гражданам Российской Федерации, проживающим на территории республики, паспорта с вкладышем на татарском языке и гербом Татарстана. Договор будет действовать в течение десяти лет со дня его вступления в силу.

Как видим, сделан большой шаг от федеративных к конфедеративным отношениям. Любопытно, что еще совсем недавно противники равноправного союза с Белоруссией пытались аргументировать свою позицию нежелательностью заключения подобного договора с Казанью. Подразумевалось, что при равноправных отношениях между Москвой и Минском, Казань тоже потребует существенного расширения полномочий. Но вот объединение с Белоруссией фактически сорвано, а Татарстан превращается в территорию с особым статусом.

И это уже вторая попытка утвердить Договор . Первая-была в ноябре 2006 года, когда Владимир Путин представил Договор с Татарстаном в Госдуму. В феврале 2007 депутаты утвердили закон, но через Совет Федерации его провести не удалось. Сенаторы тогда отметили, что из документа не ясно, чем обусловлено разграничение полномочий между Москвой и Казанью, отличное от общефедерального законодательства, а Сергей Миронов заявил, что такое соглашение может привести к параду суверенитетов. В результате, 27 июня в Госдуму был внесен уже обновленный проект.

Ранее на заключение аналогичного Договора с центром претендовала Чечня, но Рамзан Кадыров буквально за несколько дней до своего вступления на пост президента отказался от этого давнего плана. Тем не менее, сегодня Чечня в реальности обладает автономией превосходящей требования сепаратистов времен Дудаева.

Как все это следует понимать? Судя по всему, утверждение нового договора с Татарстаном будет означать начало радикальных изменений в административном устройстве России. В кулуарах уже давно обсуждается проект превращения Татарстана и Кавказа в особые регионы, имеющие с Москвой практически конфедеративные отношения. Таким образом, планируется постепенно освободить европейскую часть России от евразийского "балласта". То, что сейчас выдается за новый, более высокий уровень отношений внутри федерации, на самом деле может означать начало ее последовательного развала.

Алексей Лапшин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter