Рассмотрим несколько вариантов поведения демократической оппозиции на предстоящих президентских выборах. Основной вопрос: должна ли оппозиция поддерживать одного из кандидатов или сразу же объявить выборы нелегитимными и бойкотировать их. Впрочем, не стоит с самого начала ограничивать себя рамками двух возможностей. Может быть, есть еще одно, компромиссное решение.

На сегодняшний день точно известно, что в выборах примут участие Дмитрий Медведев, Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский. Существует достаточно большая вероятность того, что к финальной стадии кампании все же будет допущен лидер РНДС Михаил Касьянов. Чтобы выборы формально выглядели легитимными, Кремлю, конечно, желательно присутствие кандидата от демократической оппозиции. Поскольку кандидатура председателя Демпартии Андрея Богданова выглядит слишком уж курьезно, Касьянов остается единственным адекватным претендентом на эту роль. Однако вполне возможно, что в поведении Кремля возобладают иррациональные мотивы и ненависть к экс-премьеру окажется сильнее стремления к формальной легитимности. Я неоднократно слышал мнение, что между Касьяновым и властью возможен некий тайный сговор, но всегда относился к подобным высказываниям скептически. В условиях самодержавного государства такие интриги невозможны. Чиновник, позволивший себе открыто критиковать "царя" даже в значительно более мягкой форме, чем Касьянов, автоматически выпадает из системы. Поэтому нельзя исключить, что при проверке подписных листов в Центризбиркоме, Касьянова могут ожидать неприятные неожиданности.

Опасен ли сегодня Михал Михалыч режиму? Если бы оппозиция не была расколота и постоянно наращивала темп, появившийся прошлой весной после "Маршей несогласных", Кремль сейчас мог бы иметь серьезные проблемы. К сожалению, радикальной демократической оппозиции не удалось сохранить ни единства, ни темпа. Одни винят в этом Касьянова, другие винят Каспарова, третьи — обоих сразу. Тем не менее, старые разногласия — не повод отказываться от схватки. В случае если лидер РНДС будет окончательно зарегистрирован кандидатом в президенты, коалиции "Другая Россия" необходимо серьезно задуматься о перспективах его поддержки. На мой взгляд, Касьянов способен решиться использовать свою избирательную кампанию для радикальной критики нынешней власти. Как политику терять в путинской России ему нечего. Появляясь же в качестве непримиримого оппозиционера хотя бы один месяц в телеэфире, он, несомненно, увеличит популярность поддерживающих его сил. К концу февраля Касьянов может снять свою кандидатуру. Для этого найдется немало веских оснований. В Кремле не потерпят жесткой критики через телевидение и обязательно начнут психовать. До конца участвовать в выборах не стоит, так как власть сделает все возможное, чтобы демократический кандидат получил минимальный результат. Своевременный же уход Касьянова станет тактическим успехом оппозиции. После 2 марта несогласных в стране прибавится.

Теперь некоторые соображения по поводу других вариантов. Снимая свою кандидатуру с президентских выборов, Борис Немцов высказал здравое предложение: коммунист Зюганов и либерал Касьянов должны предъявить Кремлю ультиматум.

  • 1. Медведев принимает участие в открытых дебатах.
  • 2. Радикальная оппозиция допускается на федеральное телевидение.
  • 3. ФСБ и прочие спецслужбы прекращают практику преследования оппозиционных политиков и актививистов.
Если эти требования игнорируются, Зюганов и Касьянов снимают свои кандидатуры. Пусть Медведев соревнуется с Жириновским. При таком раскладе всем было бы очевидно — выборы нелегитимны. Увы, разумное предложение Немцова не реализуемо. Я допускаю, что такой ультиматум мог бы выдвинуть Касьянов, но совершенно исключаю такое поведение со стороны Зюганова. Геннадий Андреевич будет участвовать в выборах до конца при любых условиях. Лидер КПРФ — человек, вросший в систему и потому органически не способный играть не по ее правилам. В этом его отличие от Касьянова, который вольно и невольно, но все же выпал из кремлевской обоймы. Вот почему, если уж придется выбирать между двумя кандидатами, остановиться следует на Михал Михалыче, а не на Геннадии Андреевиче. Тем более, сам Зюганов не делает никаких шагов навстречу демократам. Ну а его непримиримо негативное отношение к "Другой России" хорошо известно.

Кроме поддержки Касьянова у демократической оппозиции есть еще один путь: бойкот выборов. Пойти по этому пути можно в двух случаях.

  • 1. Лидер РНДС вместо радикальной критики режима ведет тусклую, бесперспективную для развития оппозиции предвыборную кампанию.
  • 2. Коалиция "Другая Россия" и близкие ей политические силы решают, что поддержка любого кандидата не приведет ни к чему, кроме легитимации заведомо бесчестных выборов.
Самый сильный аргумент в пользу бойкота — предопределенность итогов голосования. Действительно, нельзя победить в матче, в котором противник не только меняет по своему усмотрению правила, но и является судьей. В конце концов, и для Касьянова наиболее разумным и красивым завершением президентской кампании был бы отказ от участия в выборах после проведения телевизионной агитации.

При любом решении главное, чтобы оппозиция держала данное слово. Заявления о нелегитимности избирательного процесса обязывают ко многому. Между тем, в связи с итогами декабрьских выборов в Госдуму до сих пор не было проведено ни одной крупной акции. Не удивительно, что оппозицию считают слабой. Бойкот выборов должен сопровождаться регулярными, как можно более многочисленными протестными митингами и пикетами. Крайне желательно организовать несколько резонансных "Маршей несогласных" в крупнейших городах России. Эти же пожелания относятся к предвыборной кампании Касьянова. В настоящее время, основная задача — наращивать темп противостояния режиму. Пассивность будет справедливо воспринята властью как слабость и пораженчество.

И последнее, ни в коем случае не нужно давать себе заниженную самооценку. Как оппозиция "Другая Россия" — явление уникальное. Это не только прагматический союз левых и либералов, но и преодоление традиционных границ между идеологиями. С полным правом можно сказать, что "Другая Россия" — первая в отечественной истории внеидеологическая сила, противостоящая системе во всех основных кризисных точках. Кстати, ничего подобного нет и на Западе. Там между оппозиционными лагерями по-прежнему сохраняется четкая граница. Нужно беречь наши интеллектуальные и политические завоевания. Беречь и приумножать.

Алексей Лапшин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter