Ровно четыре года назад над Байкалом сгустились нешуточные тучи. О нем спорили в Интернете, собирали в его защиту митинги (в лужковской Москве по инерции запретили митинг в защиту Байкала. Под предлогом опасности оползней на Воробьевых горах). А в это время мэр Москвы писал свой нетленный труд о повороте северных рек…
Поводом для общенационального беспокойства явилось намерение компании "Транснефть" проложить трассу нефтепровода из Сибири в Китай вдоль всего северного побережья Байкала. В 400 метрах от уреза воды! Строителям-нефтяникам было известно, что Байкал находится в сейсмоопасной зоне, там нередки землетрясения и прорыв нефтепровода приведет к масштабной экологической катастрофе. Однако многолетняя практика свидетельствует: в Российской Федерации, когда речь идет о прибылях, любые доводы экологов не в счет.
На деле все оказалось гораздо циничнее. В очередной раз пиар-технологи решили использовать "человеческий фактор" на пользу власть имущего. И лучший друг российских экологов
Владимир Путин предстал перед камерами ведущих телеканалов в тоге спасителя Байкала.
Строго потребовал от тогдашнего хозяина "Транснефти" Семена Вайнштока доложить обстановку, показать на карте, где будет проложена трасса нефтепровода. Трепещущий Вайншток торопливо, сбивчиво доказывал всей стране экологическую безопасность нефтепровода: "Зуб даю, что Байкалу ничего не грозит". Мало давал, надо было не жалеть головы. Впрочем, судя по дальнейшему развитию событий, заранее он со сценарием знаком не был. Путин картинно прищурился, вглядываясь в карту, и властно скомандовал: "Отодвинуть трассу прохождения нефтепровода на 40 километров от берега Байкала!" И показал, как далеко на карте данная линия от берега озера.
С тех мартовских событий 2006 года много воды утекло. И много было поводов у Путина доказать, что он в первых рядах борцов за экологию России. Вот и теперь бурлит неугомонная общественность. А повод все тот же — Байкал-батюшка. Теперь в фокусе Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК), многие десятилетия смердевший на его берегу. Многолетними настойчивыми усилиями экологов России и других стран он был закрыт. Теперь
БЦБК хотят реанимировать. И кто подписал постановление о его открытии? Совершенно верно. Владимир Путин —
лучший друг российских экологов. Вы думаете, этот "байкальский рецидив" у Путина случаен? Ошибаетесь. Такое отношение экс-президента, а ныне премьер-министра России к экологии страны носит длительный, устойчивый и системный характер. Недаром в бытность его правления были закрыты все значимые экологические институты России.
В январе 2001 года я опубликовал в "Московском комсомольце в Твери" открытое письмо к президенту Путину о так называемом ядерном завозе в Россию чужих ядерных отходов. Тогда же письмо было опубликовано в газете "Правда" под заголовком "Если дорог тебе твой дом…". Ответа не последовало. Объем ввозимых в Россию ядерных отходов за эти годы увеличился. "Ядерный завоз" составляет десятки тысяч тонн ежегодно. Если учесть, что Германия решила закрыть все имеющиеся на ее территории атомные электростанции, можно не сомневаться: именно эти "ядерные хвосты" будут "утилизировать" на территории России. Процесс уже пошел. Получается, Путин является одновременно лучшим другом немецких экологов…
Восемь долгих лет Путин был президентом России, и, что бы ни произошло, он любил повторять: "Я в этой стране отвечаю за все!" А пока он повторял, как заклинание, эту фразу, на Кавказе шла война, в Москве и других городах России взрывались дома, террористы захватили заложников в "Норд-Осте" и в Беслане, "утонула" подлодка "Курск"...
Мантра Путина звучала и во время любимых им встреч со счастливыми соотечественниками (они — на улицах с заученными вопросами, он — в телестудии с готовыми ответами). И очень многие, судя по рейтингу, верили Путину. Верили в успех объявленных реформ. Верили в триумф национальных проектов. Верили в решение проблем в Пикалеве. Верили в преодоление экономических неурядиц вагоностроителей в Твери. Верили в обещание утвердить верховенство закона, справиться с коррупцией, накормить и обогреть пенсионеров, освободить от налогов участников войны... Строго говоря, это тоже экология. Экология нашей жизни, о которой должны заботиться и за которую должны отвечать высшие руководители страны.
Вернемся на Дальний Восток. Несколько лет назад Путин "продавил" законопроект, согласно которому китайцам были переданы два острова на Амуре. Этого они только и ждали —
десятилетиями хранившиеся в отстойниках химические отходы (большинство китайских предприятий не имеют очистных сооружений!) были слиты в Амур. И их продолжают сливать.
А мы ничего не можем сказать, ведь вместе с островами ушел и российский суверенитет. Ущерб, наносимый нашим экономическим интересам на Амуре, трудно представить. Такая вот китайская экология.
А что же Байкал — всемирное наследие человечества? Здесь мы видим как бы двух Путиных: один отодвигает нефтепровод от берега, другой открывает БЦБК. Ожидает, очевидно, предельного накала эмоций, чтобы вновь предстать спасителем национальных интересов россиян, да и всего человечества.
Вы можете оставить свои комментарии здесь