Процессы сакрализации в российском государстве, предположительно светском по своему характеру, приобрели значительный размах, учитывая тот факт, что в понедельник, 17 февраля в Москве состоялся учредительный съезд "Российской партии десяти заповедей". В нем приняли участие 134 делегата, как христиане разных направлений, так и представители иудаизма и ислама. Возглавил руководящий орган партии – политический совет доктор философских наук Сергей Мезенцев. На съезде партии была высказана общая установка от представителей трех монотеистических религий: сохранение традиционных культур нашей страны и претворение в жизнь религиозных социальных учений и гуманистических общественных идеалов. Как заявляют организаторы, "партия десяти заповедей" должна стать платформой для межконфессионального диалога.
Согласно 3 параграфу статьи 9 федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", создание политических партий по признакам религиозной принадлежности не допускается. Здесь же мы видим как раз такое нарушение: создается политическая партия, главным принципом которой становится следование декалогу — совокупности нравственных предписаний, принимаемых представителями этих трех монотеистических религий.
Как сказано в программе партии, божественные заповеди должны быть внедрены в повседневную политическую практику и в жизнь общества в целом. Помимо явного нарушения законодательства, создание такой партии и утверждение ее программы нарушает право гражданина на самостоятельный выбор собственной этической парадигмы, заставляет его в принудительной форме следовать авраамическому моральному кодексу.
Далеко не все люди могут подписаться под этими заповедями, с одной стороны, даже, если абстрагироваться от религиозного подтекста, они не отвечают духу времени, с другой стороны, например, первая заповедь: "Я Господь, твой Бог, который вывел тебя из Египта, из неволи. Пусть у тебя не будет никаких богов, кроме Меня" — не соответствуют миропониманию не только атеистов, но и адептов другой традиционной для России религии — буддизма, который не является теистической религией. Попытки возведения этих заповедей в ранг универсальных не только не реалистичны, но и бессмысленны.
Несмотря на очевидную абсурдность ситуации, мы не можем предугадать действий Минюста РФ. Двойные стандарты, имеющие место при регистрации политических партий, поражают. С одной стороны, можно вспомнить партию "Рот Фронт", чья символика, по сути своей антифашистская, одно время была признана "экстремистской".
С другой стороны, ни у кого не возникает когнитивного диссонанса, когда в политику пытаются протащить религиозные заповеди, и религиозный способ восприятия действительности в целом. А если бы попробовали то же сделать с каким-нибудь вариантом атеистического кодекса? Он, вероятно, незамедлительно был бы признан экстремистским, и партия, предлагающая его в качестве своей официальной идеологии, была бы запрещена или ей было бы отказано в регистрации.
Ведь пытались же недавно в Екатеринбурге обвинить в "экстремизме" журналистов, разместивших рекламные растяжки с цитатами из конституции. Возникает ощущение, что "светское" и "сакральное" сосуществуют в форме симбиоза, иначе сложно найти объяснение такому пограничному явлению как возникновение политической партии с религиозной идеологией. Насколько далеко зайдет это панибратство, покажет время.
Может быть, в ницшеанской идее о вечном возвращении есть доля правды, и Россия, как во времена графа Уварова примет хорошо забытую старую идеологическую триаду: "Православие, самодержавие, народность". Будет ли эта триада принята добровольно и осознанно — другой вопрос…
! Орфография и стилистика автора сохранены