Но парижане шли не на войну: вечер пятницы, традиционный отдых вне дома.
Сейчас все соболезнуют, все возмущены, все требуют положить конец. А меня не оставляет ощущение, что это только начало. И вовсе не потому, что говорящие головы в черных балахонах под флагом так называемого "ИГ" угрожают новыми атаками.
На самом деле это "ИГ" не стоит большого труда разгромить. Единственное, что для этого требуется - готовность цивилизованного сообщества рискнуть жизнями нескольких десятков или сотен своих военнослужащих. Именно такие потери угрожают экспедиционному корпусу в случае проведения наземной операции в Сирии и Ираке. После ночи террора в Париже эта цена может показаться кому-то и приемлемой. А с Россией, неистово стремящейся встать в один строй с главными цивилизаторами, реально договориться: здесь наступают наши, здесь наступают ваши - вопрос политической воли. Не факт, конечно, что эта политическая воля присутствует. Но если общественное мнение надавит, могут и сподобиться.

Но беда в том, что разгром "ИГ" практически ничего не изменит. Раньше громили Аль-Каиду, она была символом зла.
Теперь громят "ИГ". Неужели не понятно, что у дракона терроризма множество голов, и на месте срубленной вырастает другая? Ведь у этого страшного явления глубокие цивилизационные корни.

Уверен, что большинство вменяемых людей отдает себе в этом отчет. И, тем не менее, странная война на Ближнем Востоке с бесконечными и бессмысленными бомбардировками всевозможных террористов, только набирает обороты.

Почему? Во-первых, потому, что "если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно". А, во-вторых: ну не может же цивилизованный мир равнодушно взирать на массовые нарушения прав человека.
Необходимо как-то реагировать. Но Восток - дело тонкое. Поди разберись во всех его внутренних хитросплетениях. Оккупация - занятие хлопотное и дорогое. Проще время от времени посылать бомбардировщики. Толку никакого, но тема оптичена.

Правда, от этого поток беженцев только увеличивается, и большинство из них стремится в Европу. Но Европа большая, богатая и щедрая. Мучимая, к тому же, комплексом вины за колониальное прошлое. Потерпит.

Конечно, вместе с мирными беженцами приходят и террористы, которые в отместку за бомбардировки непременно начнут стрелять и взрывать. Как на это реагировать? Послать больше бомбардировщиков. Соответственно увеличится наплыв беженцев, поскольку под бомбежками жить никому не хочется. А вместе с ними придет еще больше террористов.

На колу мочало, начинай сначала.

Можно ли разорвать этот порочный круг?
Теоретически, да. Можно закрыться, окуклиться и минимизировать контакты с внешним миром.
Признав заодно, что каждый народ имеет то правительство, которого он заслуживает.
Но этот путь противоречит основным тенденциям глобализации. Проще говоря, в долгосрочной перспективе он ведет к застою и стагнации. Мировой рынок требует открытости. К тому же, непонятно, как быть с ценностями и комплексами, которые требуют энергично помогать государствам Африки и Азии в установлении демократических стандартов.

А можно наоборот: высоко поднять знамя борьбы за права человека и с головой окунуться в войну с мировым терроризмом, авторитаризмом и всякого рода деспотизмом, доведя ее до логического завершения, т.е. до раздела мира на новые колониальные империи. Но эта чудовищно затратная игра совсем не по карману Старому Свету.
Даже сверхдержавы - США и Китай - едва ли могут позволить себе подобную роскошь.

Выходит, что в ближайшее время события будут развиваться по инерции: бурление исламского экстремизма, война всех против всех на Ближнем Востоке, бомбардировки и карательные экспедиции, беженцы, терроризм.
И так до тех пор, пока изменение демографического и социокультурного баланса в Европе не поставит континент на грань полномасштабной войны цивилизаций, на этот раз не внешней, а внутренней - гражданской.
Пока вопрос не встанет ребром: быть или не быть Парижскому (Берлинскому, Стокгольмскому) халифату? Нам дают со всех сторон понять, то вопрос уже стоит именно так.
Тогда в Европе и начнется эпоха радикальных перемен. Правда, не известно с каким итоговым вектором.

А как же Россия?
Россия - часть Европы, только чуть на отшибе. Нам общеевропейской судьбы не избежать.

Илья Константинов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены