"Над всей Испанией безоблачное небо". И, действительно, над всей Испанией было безоблачное небо, мы растянулись, как кот и кошка, на краю пляжа на плетеных стульях и, не спеша, смотрели на кромку прибоя. Истинные коты и кошки, которых здесь было бесчисленное количество, грелись, прохаживаясь мимо нас – чернильные, особенно пестрые, с неласковыми глазами. Можно было спокойно заглядывать во время – новое еще не наступило, старое было видно во всей своей глубине.
Когда говоришь о том, что было сто лет назад, имеешь в виду только то, что будет впереди.

Когда талдычишь, что они ошибались, не справились, а вот здесь – еще в одном поворотном пункте - выбрали худшие решения из всех возможных, как всегда в России – думаешь только о том, не случится ли это снова.

Когда видишь из глубины времен, как они были мелки, по-дурацки неспешны, болтливы, высокомерны, как действовали только из своих интересов, когда пора было кроить – видишь только то, что ничто не изменилось и мы так же угрожаем будущему, как это делали они.

И все-таки мы пьем за них, мы поминаем их красным испанским вином, потому что у времени есть свое заклятье.

Если бы всё в истории России случилось по-другому, мы бы просто не родились.
Это были бы другие люди, другие времена, другие встречи, другие расставанья, другая цепь рождений, другие города, но не мы.

Для каждого из нас вся история России была только предтечей к тому, чтобы в назначенный (или не назначенный?) день и час наши родители сначала встретились, а потом неторопливо (или торопливо?) приступили бы к нашему рождению, создав нас, как новый мир, хотя это не было предрешено (или предрешено?)
В этом ирония любых рассуждений по поводу того, какими были бы райские кущи у нас дома, если бы историю повернуть вспять.

Мы – дети того, что случилось сто лет назад.
И каждого года потом.
Каким бы он ни был – благословенным или проклятым.

Яков Миркин

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены