Все ушли на "Дюнкерк"...
Это не рецензия. Рецензии не пишут в слезах, по горячим следам.
"Дюнкерк" - лучший фильм за последние несколько лет.
Я никогда не видела еще наш кинотеатр заполненным до отказа, а улицы и рестораны городка - пустыми: все ушли на "Дюнкерк"!
Город, откуда отплывала флотилия прогулочных лодок и рыбацких баркасов на спасение прижатой к Ла Маншу британской армии - мой Уэймут: я узнала его, узнала! – Weymouth, что в графстве Дорсет, на берегу Ла Манша.
Еще один родной для меня в Англии город, с которым столько связано: я прожила там шесть лет. Однажды мы уплывали оттуда на остров Джерси, влюбились в этот город и остались. Вернее, вернулись, купили там дом и переехали...
Вы увидите его порт в этом фильме. ГородА, улицы которых кончаются морем - бесконечные города...
Мы с детьми часто выходили в море на этих катерах - старомодно элегантных, отделанных полированным деревом. Эти старенькие суда называли "дюнкеркскими". За ними так ухаживали, реставрировали, полировали...
Заслуженные суда, суда-спасители...
Помню один катер, на котором мы катались особенно часто, назывался "My Girl". Сияющий латунью штурвал, колокол, рядом с которым латунная табличка - год постройки 1930-й. Капитан - седобородый английский морской волк в безукоризненном блейзере с блестящими пуговицами и вечной сигаретой (как жаль, что не трубкой!) - был спокоен и немногословен, как и полагалось.
Однажды, когда мы вышли уже довольно далеко в море, небо потемнело, ветер усилился, пошли буруны, и старшая дочка в испуге спросила: "Мама, а эта лодка выдержит, если начнется шторм?"
Капитан усмехнулся и сказал прокуренным голосом.
- Детка, эта лодка выдержала Дюнкерк. Три рейса. Три. Туда и обратно.
Конечно, я знала, что такое Дюнкерк...
Знала и выражение: Dunkirk spirit – дух Дюнкерка: сила духа в отчаянном поражении. И надежда на невозможное чудо, которое происходит, тоже благодаря силе человеческого духа.
А сегодня ТАМ побывала. Вместе с поверженной, прижатой к морю армией, обреченной на верную гибель. 400 тысяч человек.
И тогда все мореходы Британии подняли паруса и завели моторы, чтобы спасти свою армию для будущей битвы с нацизмом. И вывезли 300 тысяч человек!
Фильм прекрасен еще и тем, что он, показывает весь ужас войны, не смакуя кошмары, не утверждая превосходство и не размазывая соплей. Это очень по-английски.
В нем не слышно патетических речей полководцев (только черчиллевская цитата "Мы никогда не сдадимся!", в самом конце, но без этой цитаты контекст Дюнкерка вообще уже невозможен!): это тоже по-английски сдержанно, understated.
Фильм не наводит грим на ужасное, не искупает все героическими мелодиями и невозможными подвигами.
...они видели Дом - британский Берег через пролив, но не могли туда добраться... И гибли под обстрелами мессершмитов: на бескрайних, убийственных песчаных пляжах им негде было укрыться.
Все на виду: и человечность, и зло.
Нацисты бомбили санитарные суда.
"Люди теплые, живые шли на дно, на дно, на дно".
Да, я знаю, это о не о Дюнкерке, но контекст - общий...
Поверьте, момент, когда - само самообладание! - британский морской офицер с красными от недосыпания веками - Кеннет Бранна - понимает, что спасения нет и ВДРУГ видит приближающуюся к Дюнкерку флотилию прогулочных шхун, баркасов и катерков, и, не веря своим глазам, просто шепчет одно слово: "Home..." - станет классикой мирового кино.
Дом пришел к британцам сам, чтобы спасти. ДОМ всегда спасает. Это тоже очень по-английски.Я никогда еще не бывала НАСТОЛЬКО внутри страшных будней войны.
В аудитории было много красивых, высоких молодых парней, страшно похожих на тех, на экране: казалось, они сошли с этого экрана и переоделись в джинсы.
- Ну что, записываемся в RAF? – шутливо толкнул один другого. Глаза горели: фильм понравился!
Избави вас Бог, мальчики...
Британцы - наследники "духа Дюнкерка": когда надежды на спасение нет, приходит чудо человеческой самоотверженности!
ПлАчу.
Завтра глаза будут распухшие...
Ладно, плевать.
Хороший фильм, того стоит!
! Орфография и стилистика автора сохранены