Дата и время: 01.12.2022
1 декабря в 19:00 куратор выставки "Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие" Наталья Мюррей расскажет о роли искусства в построении нового общества в первые годы после Октябрьской революции.
На заре истории новой Советской России определение пролетарской культуры было весьма расплывчатым, отчего это понятие трактовалось крайне широко.
Вопросы природы нового искусства — понятного для рабочих и подходящего для пропаганды идей революции — обсуждались во время оживленных дискуссий, которые проходили в Москве и Петрограде. Для образования пролетариата в вопросах нового искусства было решено открыть музеи художественной культуры. Петроградский музей художественной культуры стал духовным преемником Витебского музея современного искусства, где члены УНОВИСа стремились преподносить публике "истинные образцы творчества новейших русских художников" и где Казимир Малевич "ставил диагноз" работам не только именитых мастеров, но и своих студентов.
В 1923 году по предложению Филонова и благодаря настойчивым усилиям Малевича и Пунина на базе Музея художественной культуры был основан Государственный институт художественной культуры (Гинхук). В 1925 году Институт художественной культуры приобрел статус государственного учреждения, но уже через год, в августе 1926-го, был закрыт. Уничтожение Гинхука положило конец торжественному шествию футуризма в большевистской России и надежде Пунина и Малевича на его утверждение как фундамента новой советской культуры и пролетарского искусства. Однако их усилия заложили основу для последующего развития супрематизма в России и на Западе.