На Ближнем Востоке всё как обычно. Боевики ХАМАС и дружественных им террористических группировок атаковали Израиль. Массовые пуски ракет и внезапная наземная атака приграничных территорий. Армия Израиля отвечает, объявлен массовый призыв резервистов.
В целом все, как обычно. Администрация ХАМАС в Газе не способна создать нормальную жизнь для населения (задача на самом деле достаточно нетривиальная во всех отношениях, тем более, что сектор Газа - одно из самых плотно населенных мест на планете и одно из самых бедных).
Лидеры ХАМАС резонно полагают, что раз они не в состоянии обеспечить всё население сектора и на всех международной помощи не хватит, то самое логичное - обеспечить себя любимых, а остальное потратить на ракеты и автоматы.
Недовольство населения сбрасывается через маленькие локальные вспышки конфликтов с Израилем, которые заканчиваются всегда одинаково - израильская армия отбивает нападение, расширяет санитарную полосу, сгоняя с нее палестинцев и уплотняя и без того переуплотненную Газу. Руководство ХАМАС получает новую порцию помощи и новый аргумент в пользу лозунга "если не мы, то вас всех тут уничтожат, только мы вас защитим".
И через какое-то время цикл повторяется. Сегодня как раз начало нового цикла. Всё как обычно. Когда власть не способна обеспечить мирную жизнь, она кровно заинтересована в том, чтобы создавать перманентный кризис и удерживаться у руля через такой кризис. Мирная жизнь для такой власти противопоказана, так как в мирной жизни она ничего не понимает, не умеет и главное - не сможет обеспечивать свое благосостояние. Ну и в чем тогда резон заниматься мирной жизнью?
* * *
У боевиков ХАМАС появилась новая тактика - массовый захват заложников среди мирного населения и вывоз их на свою территорию. Формируется "обменный фонд" для торговли на заключенных террористов и боевиков в израильских тюрьмах.
Вполне рабочий метод для обычных террористов, нельзя сказать, что что-то новое.
Израильская армия, безусловно, провалилась. Уже неважно, по какой причине, но на первом этапе боевики ХАМАС смогли провести достаточно беспрецедентные операции по захвату не только отдельных объектов, но и целых населенных пунктов - в частности, практически захвачен Ашкелон.
Армия при этом теряет боевую технику, ХАМАС захватил порядка десяти танков, есть видео с захваченными бронемашинами. Захвачены склады с тактическим вооружением.
Иначе говоря, провалилась вся система - от разведки до первой линии обороны. Всё это выводит вполне тривиальный конфликт на качественно иной уровень и потребует от армии Израиля гораздо более серьезных усилий, чем ранее.
Правительство распорядилось открыть склады и выдать оружие гражданскому населению для самозащиты.
И еще немного о нынешнем обострении между палестинцами и израильтянами. Население Рамаллы в едином порыве вышло ну улицы праздновать.
Неважно, что. Важно, что праздновать. Все внутренние проблемы ушли в сторону, у толпы небывалое и единодушное ликование.
Собственно, ради этого и проводятся подобные операции. Практического смысла в них ноль, но зато недовольство населения своим внутренним положением канализируется в такие вот проявления радости. Когда ты не способен наладить мирную жизнь на своей территории, ты несешь разрушения на соседнюю и предлагаешь своему населению радоваться тому, что соседу тоже стало плохо.
Метод тупой, но очень хорошо работает на тупых. Задача власти в таком случае - оболванивать население, думающих - выдавливать или сажать по тюрьмам (или просто истреблять), а массовый зомби-патриотизм холить и лелеять. Работает на ура со всеми зомби вне зависимости от национальной или культурной принадлежности.
* * *
Нет, наверное, смысла говорить, что в значительной степени сегодняшние события на юге Израиля - это операция спецслужб Ирана. А точнее, КСИР, который проводит самостоятельную экспансию в регионе. Фактически Иран сегодня - это КСИР, который из штурмовых отрядов превратился в государственную структуру, определяющую политику страны. Государство теперь вторично по отношению к Корпусу стражей, а потому, говоря Иран, следует понимать в первую очередь именно КСИР.
Есть определенная причинно-следственная связь между частичным снятием напряженности между Западом и Ираном (читай КСИР) и немедленной активизацией его прокси-структур в регионе. Объяснение на поверхности: Корпус контролирует значительную часть экономики страны и в первую очередь самый ликвидный ее экспорт. Как только у него появляется минимально свободный ресурс, он бросает его на экспансию.
Запустил процесс захвата экономики структурами Корпуса бывший президент Ахмадинежад, который в период обострения санкционного режима пошел по пути Саддама Хусейна, передав право серого и откровенно черного экспорта Корпусу стражей. Саддам Хусейн, правда, был поумнее, и создал специальную координирующую структуру, которая поставила на государственную службу оргпреступность Ирака. Саддам понимал угрозу создания параллельного государства и отдавал себе отчет в том, что такое параллельное государство очень быстро подомнет под себя весь режим. Поэтому отдельной госструктуры не было создано, контрабанда нефтью шла через криминальные кланы, которых жестко держал в кулаке заместитель Саддама Хусейна Иззат Ибрагим ад-Дури.
В Иране пошли немного по другому пути и очень быстро взрастили монстра. Теперь политика Ирана полностью подчиняется Корпусу. Проекта развития самой страны у Корпуса нет и, скорее всего, быть не могло. У людей с горячими сердцами, чистыми руками и холодной головой с развитием всегда не очень. Они специализируются немного на другом.
Поэтому развитие Ирана было переведено на экспансионистский путь, и Корпус очень быстро начал проводить политику захвата и контроля соседних территорий. В Ираке у него дела идут ни шатко, ни валко, так как там Корпус столкнулся с серьезным противодействием местных арабских националистических сил. Иракцы-шииты совершенно не горят желанием признавать главенство братьев по вере, а, скорее, наоборот. Прокси-структуры Корпуса в Ираке, находящиеся на его содержании, сильны, но обладают четко выраженным статусом предателей. Главным противником Корпуса в Ираке является шиитский политик Ас-Садр, продвигающий жесткие идеи арабского национализма.
В Сирии и Ливане Корпус находится в более комфортных условиях, так как обе страны объективно фрагментированы, власть в них как таковая отсутствует, а потому структурно КСИР сильнее любых иных местных игроков. В палестино-израильском конфликте КСИР сумел перехватить контроль над суннитским ХАМАСом, взяв его на содержание, и в итоге несколько парадоксально ХАМАС союзничает с Хезболлой против Израиля, хотя с огромным удовольствием был бы готов вцепиться ей в глотку. Взаимные чувства испытывает и Хезболла.
Сегодняшняя операция ХАМАС, по всей видимости, будет иметь тот же результат, что и все предыдущие - воевать не то что на равных, но даже сколь-либо продолжительное время с израильской армией у местных группировок просто нет ресурса. Но массированный подготовленный удар и последующий за этим медийный всплеск ХАМАСу по силам. Ему нужно поддерживать свой имидж среди "своего" населения, которому он ничего не может предложить в плане организации нормальной жизни. А потому требуется периодически пускать кровь, чтобы снизить накапливающуюся социальную температуру.
* * *
Тем, кто заливисто смеется по поводу провала израильской армии и полиции, не сумевших остановить прорвавшихся боевиков,
стоит вспомнить, что 24 июня миллион силовиков, сидящих в тылу как раз на такой случай, вообще разбежались перед не слишком большой группой боевиков, которые захватили за сутки два областных центра и прошли маршем по стране на расстояние километров в восемьсот. Попутно сбив то ли семь, то ли восемь самолетов и вертолетов. И, в общем-то, вполне были способны если не взять столицу страны, то откусить от нее хороший кусок.
Так что в Израиле еще как-то терпимо вышло.
Тактика ХАМАС выглядит явно не по его уровню. Похоже, что в этот раз планировали люди с образованием и практическим опытом. Вначале толпа в тапках просто внавал пробила границу, потом в дыры вошли мобильные группы, быстро рассеявшиеся по территории и растащившие силы армии Израиля. Все до единого были фактически смертниками и расходным материалом, но в этот раз в отличие от всех предыдущих из них выжали достаточно значимый результат. Израилю крупно повезло, что не было третьей волны - полноценных ротных или даже батальонных групп. У ХАМАС их просто нет, иначе у армии обороны нарисовалась бы весьма серьезная проблема. Расстояния в Израиле не российские, а потому палестинцы вполне могли бы проскочить половину страны, пока генералы соображали бы что и как.
ИГИЛ в 2014 году провернул такую операцию, примерно так же с марша захватив двухмиллионный Мосул силами всего двух колонн общей численностью человек в восемьсот. Правда, изнутри им сильно помогли местные преступные группировки, связанные с саддамовским подпольем. Но в целом ИГИЛ действовал почти так же - прошел через границу, и пока иракская армия разбиралась, что происходит, боевики с 8-часового марша были уже в городе. А там все просто посыпалось, вспыхнуло стихийное восстание, и через две недели на Багдад уже шло воинство числом тысяч в восемьдесят, что, собственно, и сгубило боевиков, так как управлять этой толпой оказалось попросту некому. Тогда Багдад спасли "добровольцы" КСИР, которые заменили разбежавшуюся иракскую армию. Возможно, что опыт тех событий оказался востребованным сегодня.
! Орфография и стилистика автора сохранены