Российская Конституция фактически перестала действовать. Прежде всего, Россия больше не является ни демократическим, ни федеративным, ни правовым государством, как гласит первая статья Конституции.
Россия больше не демократия.
Статья 29-я Конституции гарантирует каждому гражданину свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Однако захват государством контроля над влиятельными СМИ, ликвидация независимых телеканалов, внедрение позорных "стоп-листов" - отняли у граждан возможность получать правдивую информацию о происходящем в стране и мире. На граждан с утра до ночи льются лживая пропаганда и панегирики власти, уже сформировавшие серьезные перекосы в общественном мнении. Многие граждане всерьез верят, что без "батюшки-Путина" стране придет конец, хотя еще девять лет назад о Путине никто не знал. Люди поддерживают "план Путина", хотя не знают, в чем этот план состоит. В стране культивируется конфронтационное мышление, ненависть к инакомыслию, "врагам". При этом никто не рассказывает людям, что их реальные враги - те, кто в самые благополучные для страны годы провалил социальные и экономические реформы, не использовал пролившийся на Россию нефтяной дождь для создания боеспособной армии, строительства дорог, поссорился с внешним миром, раздавал российские земли Китаю.
Хотя в соответствии с 29-й статьей Конституции цензура в стране запрещена (эта формулировка не допускает никаких двойных трактовок!), в СМИ с наибольшим охватом аудитории она процветает. Страшнее всего то, что убийства журналистов в России, ни одно из которых так и не было раскрыто - прежде всего, убийство Анны Политковской, - привели к развитию в журналистской среде "самоцензуры", когда писать об острых проблемах и критиковать власть боятся. Могут и убить. Несмотря на взрывной рост расходов на безопасность и правоохранительную деятельность в 2000 - 2007 гг., ни одно громкое убийство в стране, - а их было ничуть не меньше, чем в 1990-е годы, - так и не было раскрыто.
Обо всем этом могла бы рассказать оппозиция, однако Путин обрушил на нее беспрецедентный политический прессинг. Хотя статья 13-я российской Конституции гарантирует в России идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, статья 30-я - беспрепятственное право на объединение, деятельность оппозиционных организаций в стране фактически запрещена. Независимым партиям, не согласным с политикой Кремля, отказывают в регистрации и участии в выборах. Создание избирательных блоков запрещено. Тех, кто критикует власти, могут по новому полицейскому закону об экстремизме объявить экстремистом и посадить за решетку.
Статья 30-я Конституции гарантирует гражданам право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Однако на практике это право нереализуемо. Оппозиционные митинги запрещаются и жестоко разгоняются ОМОНом. Аресты и избиение участников мирных демонстраций стали нормой.
Россия больше не федерация.
Вывод губернаторов из Совета Федерации, замена выборов губернаторов назначением кандидатур, предложенных президентом, перераспределение бюджетных доходов в пользу федерального центра - все эти новшества, введенные в путинское правление, планомерно разрушали основы федерализма в стране. В результате регионы остались без необходимых финансовых ресурсов для решения важнейших задач повседневного развития.
Отмена выборов губернаторов является прямым попранием Конституции. Постановлением от 16 января 1996 г. об органах власти Республики Алтай Конституционный суд России признал, что губернаторы должны избираться прямым всенародным голосованием. Это постановление имеет силу закона. Но Путин нарушил этот принцип, подло воспользовавшись подавленным состоянием российского общества после бесланской трагедии. Какая связь между чеченскими террористами и выборами руководителей Якутии или Пензенской области? Тем не менее, своим решением от 21 декабря 2005 г. Конституционный суд признал действия Путина правомерными, сославшись на "развивающийся социально-исторический контекст".
Такое показательное "прогибание" Конституционного суда перед исполнительной властью неудивительно. За время правления Путина в России был полностью разрушен основополагающий принцип Конституции - разделение властей. Принцип независимости законодательной, исполнительной и судебной властей друг от друга, закрепленный в статье 10-й Конституции, необходим для того, чтобы ни одна из ветвей не смогла узурпировать власть в стране. Но этот принцип был растоптан. Парламент превратился в "филиал Администрации президента по законодательной работе", где депутаты назначаются из Кремля и голосуют по указке из Кремля.
Суды полностью зависимы от исполнительной власти, хотя статья 120-я Конституции гласит, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. В стране торжествует "басманное правосудие".
Россия - больше не правовое государство.
Хотя в соответствии с частью 4 третьей статьи Конституции никто не может присваивать власть в Российской Федерации, власть фактически присвоена группировкой Путина. Путин нарушил дважды данную им клятву президента соблюдать российскую Конституцию. Формально Конституция еще действует, но на самом деле все ее основополагающие положения нарушены.
Потому Путин и сдержал свое слово не менять Конституцию, что она превратилась в ничего не значащий клочок бумаги.