Насколько мне известно, участие Геннадия Зюганова в президентских выборах долгое время было под вопросом. Причины этого достаточно очевидны: Геннадия Зюганова, при всей его опытности и всероссийской известности, даже самым преданным сторонникам трудно назвать восходящей звездой российского политического небосклона. Его "звездный час", по общему мнению, пришелся на лето уже совсем далекого 1996 года, когда он находился буквально в шаге от самого высокого поста в российском государстве – но то ли не смог, то ли не нашел в себе достаточно решимости сделать этот последний шаг.

Сейчас на дворе совсем иное время: 1996-й с шунтированным Ельциным и Чубайсом во главе администрации президента видится уже в какой-то дымке, словно это было не всего лишь 12 лет назад, а в другую историческую эпоху. У власти давно уже не либералы, а чекисты, Россия захлебывается в нефтедолларах. Общее лишь то, что на пороге, как и тогда, маячит тень серьезнейшего кризиса, который никто в упор не желает замечать. В прошлый раз, как мы помним, дело закончилось дефолтом 1998 года; чем оно закончится сейчас – остается лишь гадать. Можно лишь предположить, что двух лет " в запасе" у нас уже, возможно, не осталось…

КПРФ как, по сути, единственная оставшаяся организованная оппозиционная структура у нас в стране должна притягивать к себе всех недовольных нынешним забронзовевшим режимом. Постоянные увещевания в стиле "Все хорошо, прекрасная маркиза!", которыми постоянно оперирует государственное ТВ, не могут успокоить всех сколь-нибудь думающих людей, и потому протестный потенциал общества будет хоть и скрыто, но постоянно расти. На него вполне могла бы опереться КПРФ – однако нерешенный вопрос о смене лидера, который был бы способен "встряхнуть" партию, явно сдерживает ее развитие.

В этом смысле вполне можно сказать, что наличие предсказуемого и "проверенного" Зюганова во главе главной оппозиционной партии выгодно Кремлю. Проблема компартии в том, что она никак не может решить вопрос, в какую сторону ей изменяться: то ли в сторону "социал-демократизации", то ли, наоборот, более "кондового" марксизма-ленинизма – и соответственно, из-за этого она никак не может решить, какого нового лидера ей избрать. Зюганов в этой ситуации, по сути, просто "сохраняет место", предохраняя партию от раскола… и, возможно, не давая ей совершить рывок.

Поэтому Геннадий Зюганов, хоть и не без колебаний, был выдвинут компартией в качестве кандидата на очередные президентские выборы. Это был своего рода сигнал всем российским "протестникам" левого толка: коммунисты предпочитают законсервировать ситуацию и ждать далее. Чего? Ну хотя бы – более кризисной ситуации…

И вот, когда ситуация, казалось бы, полностью "устаканилась": все поняли, что Зюганов в последний раз идет на выборы, чтобы более-менее почетно проиграть очередному ставленнику Кремля – всех поразил новый слух: Зюганов готов снять свою кандидатуру в знак протеста против нечестных выборов! Что случилось и к чему может привести такой ход?

Наиболее вероятно, что коммунисты таким образом решили отреагировать на изменение ситуации, вызванное снятием с выборов Касьянова. Если так, то надо признать, что они делают беспроигрышный ход. Собственно, в случае снятия Зюганова выборы президента России принимают уже полностью фарсовый характер: "соревнование" председателя "Газпрома" Медведева с двумя клоунами – Жириновским и Богдановым, которые к тому же откровенно играют роли "рыжего" и "белого" коверных – никто ни в стране, ни в мире не сможет воспринимать всерьез. Это будет чревато ничтожной явкой и "вечными" проблемами с легитимизацией нового президента…

Такое положение вещей будет выгодно двум силам: коммунистам и Путину как "теневому лидеру". Коммунистам слабость высшей власти в стране даст в перспективе значительно большую свободу рук и более широкие возможности по воздействию на электорат; Путин же будет застрахован от возможных взбрыков своего протеже, если вдруг он решит попользоваться властью всерьез, а не понарошку.

Словом, ситуация дает Зюганову возможность принести своей партии большую пользу – напоследок.

Однако с большой долей уверенности можно сказать, что реального снятия не будет. Иначе – зачем бы КПРФ допускать утечку о планах своего лидера? "Снятием" не грозят серьезные люди, претендующие на уважение – как не грозят самоубийством. Тут уж надо делать – или молчать… Скорее всего, КПРФ таким образом предложила Кремлю начать торг. Кремль, думается, пойдет на сделку – снятие Зюганова после снятия Касьянова ему реально невыгодно. Вероятно, какие-то насущные кадровые и материальные вопросы, особенно в регионах, КПРФ таким образом решит…

И снова погрузится в режим ожидания.

Алексей Рощин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter